Предлагаем купить асфальтную крошку в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

Кто может вести строительный контроль

Предлагаем купить бетон в Москве с доставкой от производителя. Свой бетонный завод !

Страничка инженера по строительному контролю

С 1 января 2010 года в Российской Федерации работают процедуры саморегулирования в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно статье 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (далее — Градостроительный кодекс Российской Федерации) члены саморегулируемой организации в области в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — СРО) осуществляют своими силами строительный контроль. Для этого СРО создают службы строительного контроля и инспекционные организации по строительному контролю, имеющие в своем штате экспертов по строительному контролю и соответствующие свидетельства о допуске к выполнению работ, чьи заключения о соответствии должны являться основанием для ввода объекта в эксплуатацию.

Ответственность таких служб и организаций должна быть застрахована. В настоящее время согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» в сводный сметный расчет стоимости строительства должен включаться раздел «Строительный контроль». Реализация данной идеи позволит существенно сократить бюрократический аппарат, снизит давление на бизнес, сократит время строительства, повысит уровень контроля качества строительства, снимет финансовую ответственность с государства за некачественное строительство, упростит порядок возмещения вреда.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации строительный контроль является одной из обязательных форм контроля, проводимого в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В настоящее время контроль в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства проводится в следующих формах: — согласно пункту 3.7 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» застройщик (заказчик) осуществляет контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением их сроков, качеством и правильностью использования применяемых материалов, изделий, оборудования, осуществляемый в форме технического надзора; — согласно пункту 3.8 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» при строительстве опасных производственных объектов по договору с застройщиком заказчиком) разработчик проектной документации осуществляет авторский надзор за соблюдением требований, обеспечивающих безопасность объекта. Авторский надзор за соответствием выполняемых работ проектной документации в других случаях выполняется по усмотрению застройщика (заказчика); — согласно разделу 6 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» лица, осуществляющие строительство (генеральные подрядные, подрядные строительные и строительно-монтажные организации), выполняют производственный контроль качества строительства. Согласно положениям статьей 706 и 749 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996г. застройщик (заказчик), а также лицо, осуществляющее строительство, вправе привлечь к исполнению своих обязательств в области строительного контроля аккредитованные строительные лаборатории, специализированные организации, выполняющие геодезические работы, осуществляющие мониторинг технического7 состояния строительных конструкций строящегося здания, зданий, попадающих в зону строительства, а также прилегающей к строительной площадке территории. Нормативной основой для осуществления авторского надзора является СНиП 1.06.05-85 «Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений».

Строительный контроль должен выполняться непрерывно на всех этапах строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства. Система строительного контроля, должна формироваться с учетом сложности и ответственности объектов капитального строительства.

Цели, задачи, функции инженера по строительному контролю заказчика

Цель. Избежать многих строительных рисков касающихся качества строительной продукции. Качественными строительно-монтажными работами обеспечить наименьшие затраты связанные с процессом дальнейшей эксплуатации объекта. Обеспечить долгое, безаварийное и безопасное для людей функционирование объекта строительства.

Задача. Построить объект в соответствии с проектной документацией и строительными нормами и правилами, не допустить каких-либо отклонений от проектных решений.

Осуществлять от лица Заказчика Строительный контроль за выполнением строительно-монтажных работ и приемку законченных объектов от подрядных строительных организаций.

Контролировать ход выполнения планов капитального строительства, соответствие объемов, сроков и качества строительно-монтажных работ, а также качества применяемых материалов, изделий, конструкций утвержденной проектно-сметной документации, рабочим чертежам, строительным нормам и правилам, стандартам, техническим условиям.

Участвовать в решении вопросов о внесении в проекты изменений в связи с внедрением более прогрессивных технологических процессов, объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих снижение стоимости и улучшение технико-экономических показателей объектов строительства и реконструкции.

Принимать участие в рассмотрении и согласовании возникающих в ходе строительства изменений проектных решений, оперативно решает вопросы по замене при необходимости материалов, изделий, конструкций (без снижения качества строительных объектов).

Изучать причины, вызывающие срывы сроков и ухудшения качества строительно-монтажных работ, принимать меры по их предупреждению и устранению.

Осуществлять техническую приемку законченных строительно-монтажных работ и объектов, оформлять необходимую техническую документацию.

Участвовать в работе комиссий по приемке строительных объектов и сдаче их в эксплуатацию.

Контролировать качество устранения строительными организациями недоделок, дефектов в установленные комиссией сроки.

Вести учет законченных строительно-монтажных работ и подготавливает необходимые данные для составления отчетности о выполнении планов капитального строительства.

Экономить нервы, время и деньги Заказчика.

Услуги по осуществлению функций строительного контроля заказчика:

Регистрация, подписка в ГАСК при получении «Разрешения на начало строительства».

Контроль качества работ (соблюдение требований СНиП, государственных стандартов (ДБН), технологии производства работ).

Строительный контроль за соответствием выполняемых строительно-монтажных работ и применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования утвержденным проектным решениям.

Приемка выполненных работ с подписанием соответствующих актов (скрытых работ, испытаний, промежуточной приемки ответственных конструкций зданий и сооружений).

Строительный контроль и Фото фиксация: скрытых и других работ, текущего состояния объекта. Предоставление результатов, как в печатном, так и в электронном виде.

Фиксация выявленных при осмотре выполненных работ отклонений от рабочих чертежей, от технологии производства строительных работ, от действующих СНиП, ГОСТ, в журнале производства работ, а также определение сроков устранения обнаруженных отклонений.

Проверка соответствия объемов фактически выполненных работ и предъявляемых к оплате.

Контроль соответствия объемов работ и сроков работ условиям договора и календарному графику строительства.

Ведение накопительной ведомости по выполняемым объемам работ.

Строительный контроль комплектности и правильности ведения исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов. Подготовка замечаний и контроль их устранения.

Проверка наличия у исполнителя работ документов о качестве на применяемые им материалы, изделия и оборудование.

Ведение входного контроля проектной документации. Подготовка замечаний и контроль их устранения.

Контроль исполнения предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления.

Участие в совещаниях по строительству и проектированию объекта.

Дополнительные услуги по работе с исполнительной документацией:

Предоставление бланков документов в печатном виде (актов скрытых работ, актов испытаний, актов на доп. работы, актов передачи объекта, дефектных ведомостей и т.д.). Индивидуальные акты для облегчения работы по оформлению (в акте уже будет вписано: наименование объекта, название организаций, Ф.И.О. лиц подписывающих акт и т.п.).

Проверка качества исполнительной документации (комплектность и правильность ее ведения).

Разработка требований по оформлению, составу, исполнительной документации.

Составление перечней необходимой исполнительной документации по видам работ.

Консультации по вопросам исполнительной документации (что записать в договор, порядок сдачи исполнительной документации, какое количество экз. необходимо, основание для подготовки и т.п.).

Контроль за ведением исполнительной документации во время всего периода строительства.

Ведение (получение от субподрядчиков, от Генподрядчика; проверка, комплектование по разделам в соответствующие папки с составлением реестров) исполнительной документации и подготовка для передачи Заказчику полного комплекта.

Помощь в восстановлении исполнительной документации (журналов работ, актов скрытых работ и т.д.).

Дополнительно:

Ввод объекта в эксплуатацию.

Должностная инструкция инженера по строительному контролю:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность инженера строительного контроля.

1.2. Инженер строительного контроля назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора предприятия.

1.3. Инженер строительного контроля подчиняется непосредственно лицу, согласно штатного расписания.

1.4. Инженер строительного контроля должен знать:

1.4.1 — организационно-распорядительные документы и нормативные материалы вышестоящих и других органов, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности участка (объекта);

1.4.2 — организацию и технологию строительного производства;

1.4.3 — проектно-сметную документацию на строящиеся объекты;

1.4.4 — строительные нормы и правила, технические условия на производство и приемку строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

1.4.5 — формы и методы производственно-хозяйственной деятельности на участке (объекте);

1.4.6 — нормы и расценки на выполняемые работы;

1.4.7 — законодательные и нормативные правовые акты по оплате труда;

1.4.8 — порядок хозяйственных и финансовых взаимоотношений подрядной организации с заказчиками и субподрядчиками;

1.4.9 — систему производственно-технологической комплектации и диспетчеризации строительной организации;

1.4.10 — научно-технические достижения и опыт организации строительного производства;

1.4.11 — основы экономики, организации производства, труда и управления;

1.4.12 — трудовое законодательство;

1.4.13 — Правила внутреннего трудового распорядка;

1.5. Требования к квалификации инженера строительного контроля: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 5 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 8 лет.

1.6. В период временного отсутствия инженера строительного контроля его обязанности возлагаются на лицо, согласно штатному расписанию.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Инженер строительного контроля осуществляет контроль за производственно-хозяйственной деятельностью участка.

2.2. Инженер строительного контроля контролирует выполнение производственных заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки и выполнению строительно-монтажных и пусконаладочных работ по всем количественным и качественным показателям с соблюдением проектов производства работ. Контролирует производство строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией, строительными нормами и правилами, техническими условиями и другими нормативными документами.

2.3. Контролирует соблюдение технологической последовательности производства строительно-монтажных работ на участке.

2.4. Контролирует мероприятия по повышению уровня механизации работ, внедрению новой техники, совершенствованию организации труда, снижению стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ, экономному расходованию материалов.

2.5. Инженер строительного контроля проводит работу по распространению передовых приемов и методов труда.

2.6. Инженер строительного контроля контролирует получение технической документации на строительство объектов.

2.7. Инженер строительного контроля контролирует заявки на строительные машины, транспорт, средства механизации, материалы, конструкции, детали, инструмент, инвентарь и обеспечивает их эффективное использование

2.8. Инженер строительного контроля контролирует учет выполненных работ и оформление технической документации.

2.9. Участвует в сдаче заказчикам законченных строительством объектов, отдельных этапов и комплексов работ по вводимым в строй объектам.

2.10. Инженер строительного контроля контролирует работы субподрядных (специализированных) организаций и участвует в приемке выполненных ими работ.

2.11. Инженер строительного контроля контролирует оформление допусков на право производства работ в охранных зонах.

2.12. Инженер строительного контроля контролирует производственные задания по объемам строительно-монтажных и пусконаладочных работ, контролирует их выполнение.

2.13. Инженер строительного контроля контролирует рабочих непосредственно на рабочем месте по безопасным методам выполнения работ.

2.14.Инженер строительного контроля контролирует применение технологической оснастки (лесов, подмостей, защитных приспособлений, креплений стенок котлованов и траншей, подкосов, кондукторов и других устройств), строительных машин, энергетических установок, транспортных средств и средств защиты работающих.

2.15. Инженер строительного контроля контролирует соблюдение норм переноски тяжестей, чистоты и порядка на рабочих местах, в проходах и на подъездных путях, правильным содержанием и эксплуатацией подкрановых путей, обеспечением рабочих мест знаками безопасности.

2.16.Инженер строительного контроля контролирует при объектное складское хозяйство и охрану материальных ценностей.

2.17. Контролирует состояние техники безопасности и принимает меры к устранению выявленных недостатков, нарушений правил производственной санитарии, соблюдение рабочими инструкций по охране труда. Контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, вносит предложения о наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей.

2.18. Инженер строительного контроля оказывает помощь рационализаторам и контролирует работу по повышению квалификации рабочих, проводит воспитательную работу в коллективе.

3. ПРАВА ИНЖЕНЕРА СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Инженер строительного контроля имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать работу, выполнение плановых заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненных ему служб.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности инженера строительного контроля, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в компетенциюинженера строительного контроля.

3.5. Представлять интересы заказчика в сторонних организациях по вопросам, относящимся к производственной деятельности на объекте.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Инженер строительного контроля несет ответственность за:

4.1. Результаты и эффективность производственной деятельности на объекте строительства или ремонта.

4.2. Не обеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также работу подчиненных ему служб по вопросам производственной деятельности.

4.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ подчиненных служб.

4.4. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений администрации предприятия.

4.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений качества работ, правил техники безопасности, противопожарных и других правил.

4.6. Не обеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками подчиненных служб и персоналом, находящимися в подчинении инженера строительного контроля.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы инженера строительного контроля определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

5.2. В связи с производственной необходимостью инженер строительного контроля может выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

5.3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельностиинженеру строительного контроля может выделяться служебный автотранспорт.

6. МАСШТАБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЛИЯНИЕ РЕШЕНИЙ

6.1. Инженеру строительного контроля для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно — распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468
«О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»

15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».

Приложение
к Положению о проведении
строительного контроля при
осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства

Нормативы расходов
заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля

Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля

Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль

1,72. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.:

а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле

Н — норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;

Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г., возведенная в степень 0,8022;

б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. рублей сверх указанной суммы.

Помогите, пожалуйста, разобраться с функциями Заказчика и Организации, осуществляющий функции строительного контроля (ст. 53 ГрК РФ) (Исполнитель), по Контракту (44-ФЗ) с заказчиком:- какими НПА регламентируется полный перечень действий и документов, которые должен осуществлять в рамках строй.контроля Исполнитель?- выдавать Подрядчику, осуществляющему строительство объекта, тех.решения «в производство работ» обязан Заказчик или Исполнитель?- вправе ли Исполнитель по доверенности от Заказчика подписывать КС-2 и КС-3 по Контракту подряда (по которому Исполнитель ведёт строй.контроль)?

Ответ

Полномочия исполнителя в рамках осуществления строительного контроля раскрываются в Положения, утв. .

Строительный контроль, осуществляемый лицом, привлеченным заказчиком, включает проведение контрольных мероприятий, в т.ч.:

Проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

Проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

Совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Выдавать подрядчику, осуществляющему строительство объекта, технические решения «в производство работ» должен заказчик работ, поскольку данные функции не входят в предмет строительного контроля. Хотя в договоре между исполнителем и заказчиком, стороны могут предусмотреть более расширенные полномочия.

Исполнитель по доверенности от заказчика может подписывать акты КС-2 и КС-3 по контракту подряда (см. « »).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

«Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за выполнением работ, которые стороны предусмотрели в . При этом он не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика (). Определенные права и обязанности в ходе такого контроля и надзора есть как у , так и у .

Какие права и обязанности есть у заказчика при осуществлении контроля и надзора

Взаимоотношения заказчика и подрядчика в рамках договора строительного подряда регулируются положениями двух кодексов: Гражданского (ГК РФ) и Градостроительного (ГрК РФ). При этом ГК РФ наделяет заказчика определенными правами по контролю и надзору за выполнением работ, а ГрК РФ возлагает на него конкретные обязанности по так называемому строительному контролю.

Предлагаем купить щебень в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

   

Какие права по контролю и надзору предоставляет заказчику Гражданский кодекс РФ

Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за выполнением работ по договору строительного подряда, а именно за:

  • ходом и качеством выполняемых работ. Это означает, например, то, что заказчик вправе направить своего представителя, который будет отслеживать исполнение подрядчиком своих обязательств по договору, знакомиться с параметрами работ;
  • соблюдением сроков выполнения (графика) работ. Заказчик вправе следить за сроками выполнения работ, направлять письменные предупреждения о нарушении сроков выполнения отдельных этапов работ, требовать выплаты установленной в договоре неустойки за просрочку и т. д.;
  • качеством предоставленных подрядчиком материалов. Заказчик вправе контролировать соответствие предоставленных подрядчиком материалов тем, что указаны в смете, следить за сроком их годности, подлинностью производителя и т. д.;
  • правильностью использования подрядчиком этих материалов. Для того чтобы осуществлять эту форму контроля, заказчику нужно обладать необходимыми познаниями. Такими познаниями может обладать генеральный подрядчик. В остальных случаях заказчик, не обладающий специальными познаниями, может следить, например, за правильностью складирования, хранения, перевозки материалов.

Разница заключается в следующем.

Обязанности, возложенные на заказчика Градостроительным кодексом РФ, касаются вопросов безопасности как процесса строительства, так и использования построенного объекта. Иначе говоря, это требования, в соблюдении которых заинтересовано общество в целом. Поэтому, если заказчик не будет осуществлять такой строительный контроль, его могут привлечь к административной ответственности в соответствии со КоАП РФ. Она предусматривает значительные штрафы, а в случае повторного нарушения — даже административное приостановление деятельности.*

Дела о таких административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный строительный надзор (). Таким органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (). В случае необходимости применения наказания в виде административного приостановления деятельности рассмотрение дела производится судьей арбитражного суда ( , КоАП РФ).

Чтобы оспорить постановление о привлечении к административной ответственности, нужно доказать, что на самом деле заказчик надлежащим образом осуществлял строительный контроль. Для этого стоит использовать, например, переписку с подрядчиком, а также соответствующие записи в журнале работ.

Пример из практики: суд признал незаконным постановление органа строительного надзора, поскольку заказчик доказал факт выполнения контроля за строительством

Заказчик обратился в арбитражный суд с иском к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении по статьи 9.4 КоАП РФ.

По мнению Главгосстройнадзора МО, заказчиком не осуществлялся контроль за выполнением работ, а именно: монтаж металлоконструкций проводился без наличия сертификатов качества, основание футбольного поля выполнено песком, не соответствующим требованиям ГОСТ, протокол по проверке коэффициента уплотнения основания отсутствует, результаты по прочности бетона ж/б настила трибун отсутствуют, нарушены требования статьи 53 Градостроительного кодекса РФ (норма, устанавливающая обязанность проводить контроль за выполнением работ).

Суд посчитал доводы Главгосстройнадзора МО необоснованными и удовлетворил иск заказчика, указав следующее: «Заказчик осуществляет систематический контроль за строительством стадиона, подтверждением тому является переписка с подрядчиком и записи в журнале работ раздел 5 «Замечания контролирующих органов и служб», сделанных законным представителем заказчика (руководителем группы технического надзора)». Суд учел и то, что заказчик проводил проверки исполнения договора генерального подряда на строительство стадиона и, обнаружив существенные нарушения, принял все возможные меры по приостановлению его строительства. Кроме того, суд учел, что заказчик после принятых мер обращался в устной форме с предоставлением всех компрометирующих документов к начальнику территориального отдела Главгосстройнадзора Московской области с просьбой принять более жесткие меры к подрядной организации ( , оставлено без изменения ).

В свою очередь права, предоставленные Гражданским кодексом РФ, касаются коммерческих интересов самого заказчика (они позволяют ему обеспечить, чтобы не нарушались сроки и стоимость строительства).

В отличие от контроля надзор за строительством — это, прежде всего, контроль за соответствием стоимости строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения предприятий или объектов) утвержденным в установленном порядке проектам и сметам ( , утвержденного ). Если заказчик не воспользуется своими правами, которыми его наделяет статьи 748 ГК РФ, у него наступят иные негативные последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику (). Причем речь идет об обязанности заказчика заявить о них на любой стадии выполнения работ, включая приемку. Если он этого не сделает, то потеряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Пример из практики: суд отказал заказчику в иске к подрядчику по причине того, что заказчик при осуществлении контроля как в ходе работ, так и при их приемке не заявил своих замечаний

Подрядчик и заказчик заключили договор подряда, по условиям которого подрядчик обязался выполнить своим оборудованием работу по устройству свайного фундамента.

Во исполнение принятых обязательств подрядчик выполнил работы по погружению свай в грунт и передал результат работ заказчику по актам приемки выполненных работ, а заказчик подписал указанные документы и оплатил выполненные работы.

Заказчик принял подрядные работы и подписал акты приемки выполненных работ без замечаний. Впоследствии он обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения, образовавшегося в результате переплаты по договору подряда.

Как установил суд, «заказчик, имеющий право осуществлять в силу статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, при выполнении работ не заявлял о несоблюдении подрядчиком глубины погружения свай, поэтому с учетом положений пункта 2 упомянутой нормы права заказчик лишился права ссылаться на недостатки, обнаруженные им впоследствии». Суд учел также то обстоятельство, что заказчик не представил доказательства того, что при приемке выполненных работ он был лишен возможности изучить журнал работ, содержащий информацию об объемах проводимых подрядчиком работ».

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что заказчик не представил доказательств выполнения ответчиком работ по договору подряда с недостатками ().

Однако некоторые суды указывают на то, что контроль и надзор заказчика за выполнением подрядных работ является правом, а не обязанностью заказчика. Причем имеется в виду не строительный контроль, обязанность по осуществлению которого установлена ГрК РФ, а контроль и надзор, установленный ГК РФ. Исходя из этого, в спорах о качестве выполненных работ они не принимают во внимание доводы подрядчика о том, что заказчик не заявил о недостатках в ходе осуществления контроля и надзора за выполнением работ.

Пример из практики: суд не принял во внимание тот факт, что заказчик не обнаружил недостатки при осуществлении контроля и надзора за выполнением подрядных работ, и удовлетворил требование подрядчика о взыскании задолженности по договору только частично

Подрядчик обратился в суд с иском к заказчику о взыскании задолженности за предоставленные услуги по договорам подряда на выполнение отдельных видов и комплексов работ по строительству многоэтажного жилого дома.

Заказчик в суде первой инстанции заявил возражения относительно качества выполненных истцом подрядных работ, для обоснования возражений просил назначить судебно-строительную экспертизу. Назначенный судом эксперт пришел к выводу о нарушении подрядчиком требований технических норм и правил при производстве строительных работ и об устранимости данных недостатков.

С учетом того, что работы были выполнены с недостатками, суд удовлетворил иск подрядчика частично. При этом суд указал: довод подрядчика «о том, что ответчик не вправе ссылаться на явные недостатки в выполненных работах в силу пункта 2 статьи 748 ГК РФ, так как должен был обнаружить данные недостатки при осуществлении контроля и надзора за выполнением подрядных работ, не может быть принят во внимание. В соответствии с пунктом 1 статьи 748 ГК РФ контроль и надзор заказчика за выполнением подрядных работ является правом, а не обязанностью заказчика» ().

Довод, указанный в последнем примере, заказчику стоит использовать, если он обнаружил недостатки в результате работ не в ходе осуществления контроля и надзора, а по окончании их выполнения, например . Тогда довод подрядчика о том, что недостатки заказчик должен был обнаружить в ходе контроля и надзора, становится неправомерным, поскольку понудить заказчика к осуществлению такого контроля нельзя.

Если же заказчик проводил конкретные мероприятия по контролю за работами (например, проверку глубины погружения свай) и не выявил никаких недостатков, а тем более впоследствии еще и подписал акты сдачи-приемки работ, то подрядчик сможет использовать аргумент о том, что заказчик в ходе проведения контроля не заявлял о недостатках (например, на проверке глубины погружения свай, которая имела место такого-то числа с составлением такого-то акта проверки) и, соответственно, не может на них ссылаться в силу статьи 748 Гражданского кодекса РФ.

Что может предпринять заказчик в рамках контроля за выполнением работ по договору строительного подряда

1. Контроль за ходом и качеством выполняемых работ означает, например, то, что заказчик вправе направить своего представителя, который будет отслеживать исполнение подрядчиком своих обязательств по договору, знакомиться с параметрами работ, производить для этого аудиозапись, видео- и фотосъемку объекта, его части, оборудования, материалов, документов. Заказчик вправе делать замечания, задавать вопросы подрядчику о темпах выполнения работы, о степени соответствия уже выполненной части работы проекту.

2. Контроль за соблюдением сроков выполнения (графика) работ означает, например, что заказчик вправе следить за сроками выполнения работ, направлять письменные предупреждения о нарушении сроков выполнения отдельных этапов работ, требовать выплаты установленной в договоре неустойки за просрочку.

3. Контроль за качеством предоставленных подрядчиком материалов означает, что заказчик вправе контролировать соответствие предоставленных подрядчиком материалов тем, что указаны в смете, следить за сроком их годности, подлинностью производителя и т. д.

4. Контроль за правильностью использования подрядчиком материалов подразумевает, что заказчик обладает необходимыми познаниями. Такими познаниями может обладать генеральный подрядчик. В остальных случаях заказчик, не обладающий специальными познаниями, может следить, например, за правильностью складирования, хранения, перевозки материалов, а также за тем, чтобы с материалом работал только квалифицированный персонал подрядчика, который имеет профессиональные познания, позволяющие правильно использовать материал. Для этого заказчик вправе потребовать от подрядчика подтверждение квалификации соответствующего персонала (дипломы, аттестаты, свидетельства об окончании курсов и т. д.).

Более подробно перечисленные полномочия заказчика раскрываются в Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного . Этот документ является подзаконным актом, обязательным для сторон договора строительного подряда в соответствии с статьи 53 ГрК РФ. Согласно данному документу, для того, чтобы контролировать действия подрядчика, заказчик вправе проводить следующие мероприятия:

а) проверять полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов. Под входным контролем понимается проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства;

б) проверять выполнение подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверять полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) освидетельствовать совместно с подрядчиком скрытые работы и проводить промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверять совместно с подрядчиком соответствие законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) проводить иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.*

Что можно потребовать от подрядчика в рамках контроля и надзора за выполнением работ

Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Такое правило установлено в статьи 748 Гражданского кодекса РФ. Однако, если такие указания являются отступлением от условий договора и заказчику об этом известно, подрядчик, исполнивший работы по таким указаниям, освобождается от ответственности за некачественно выполненную работу.

Пример из практики: суд отказал заказчику в удовлетворении иска к подрядчику на том основании, что спорные работы были согласованы заказчиком и не противоречили условиям договора

Заказчик предъявил иск к подрядчику о взыскании убытков, возникших в связи с ненадлежащим выполнением обязательств по договорам на выполнение работ по строительству железнодорожной линии.

Основной претензией заказчика выступила некачественно собранная путевая решетка из старогодних рельсов.

Помимо описанных выше особенностей строительного подряда, применяются и общие нормы о договоре подряда. В частности, о пределах вмешательства заказчика в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика см. ».

2.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от

«Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

3. Строительный контроль проводится:

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).

4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором*».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Строительный контроль – это организационная форма обеспечения качества. Он включает в себя ряд других видов контроля. В результате получается многоуровневая система проверки. Виды контроля взаимосвязаны между собой. Состав определяется работами, которые выполняют на объекте.

Цель и задачи строительного контроля

Под контролем понимается создание замкнутой цепи обратной связи между заданными характеристиками строительной продукции и процессами их получения. Характеристики продукции установлены в проектных решениях и нормативно-технической документации. Проверка дает информацию о реальных значениях. Основная цель строительного контроля — обеспечить соответствие объекта принятым проектным решениям и нормативам.

Достижение этой цели возможно за счет решения задач контроля. Задачи распределяются по видам деятельности.

На этапе строительства выделяют следующие виды деятельности:

  • управление работами;
  • поставки материалов, оборудования и комплектующих;
  • выполнение строительно-монтажных работ;
  • проведение приемо-сдаточных мероприятий;
  • документирование работ.

В ходе управления работами строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • координировать деятельность всех участников строительства. В строительстве участвует множество организаций. Каждая из них выполняет определенные виды контроля. Они должны дополнять друг друга. Для этого необходима координация деятельности по контролю;
  • оценивать влияние организационных, технических и экономических факторов на результаты работ. В ходе строительства происходит большое количество изменений. Они влияют на исходные проектные решения. Такие изменения вызваны организационными, техническими и экономическими факторами. Строительный контроль должен оценивать влияние изменений на технические характеристики и характеристики безопасности строительного объекта;
  • повышать эффективность работы. Для получения одного и того же результата подходят разные строительные технологии. Каждая технология требует применения своего метода контроля. В таких ситуациях необходимо обеспечить эффективное использование методов и средств контроля.

В отношении поставок материалов, оборудования и комплектующих строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • оценивать качество поставляемых материалов, оборудования, комплектующих. От качества поставок напрямую зависит качество выполняемых работ и конечный результат – законченный строительством объект. Материалы, оборудование и комплектующие должны полностью соответствовать требованиям нормативной и проектной документации;
  • проверять условия транспортировки и перемещения материалов, оборудования и комплектующих. Отдельные виды поставок требуют особых условий перемещения и транспортировки. Свойства материалов могут изменяться, если эти условия нарушены. Строительный контроль необходим для выявления таких случаев до начала применения материалов, оборудования или комплектующих;
  • проверять условия хранения и обработки материалов. Условия хранения и обработки материалов являются одной из составляющих качества и безопасности строительства. Решение этой задачи снижает вероятность порчи материалов и их пересортицы.

В отношении строительно-монтажных работ строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • проверять соблюдение технологической дисциплины. Каждый вид работ имеет определенный порядок действий и правила выполнения. Для производства работ требуется наличие подготовленного персонала, соответствующего оборудования, соблюдение внешних условий и режимов работы. Эти элементы относятся к технологической дисциплине. Задача строительного контроля — проверка соблюдения требований нормативной и проектной документации в отношении этих элементов;
  • оценивать выполнение технологических процессов. Ход и последовательность работ необходимо отслеживать. Строительные процессы сильно влияют друг на друга. Отступление от установленного порядка действий в одном процессе сказывается на результатах работы по другим процессам.

В отношении приемо-сдаточных меропритяий строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • учитывать несоответствия по качеству работ, поставок, технологической дисциплине. Приемо-сдаточные мероприятия проводятся по: видам работ, элементам строительного объекта, процессам, системам, строительному объекту в целом. Каждый вид приемо-сдаточных мероприятий подводит «итог» за определенный период времени. Строительный контроль необходим для анализа статистических данных по несоответствиям;
  • проверять объем и сроки выполнения работ. Законченный строительством объект должен соответствовать требованиям проекта, техническим регламентам и нормативной документации. Для этого строительные работы необходимо выполнить в полном объеме, в установленные сроки и с заданным качеством. В ходе приемо-сдаточных мероприятий одной из задач контроля является проверка этих составляющих.

В отношении документирования работ строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • проверять наличие и правильность ведения документации. Все виды строительных работ обеспечены документацией. Одна из задач контроля — проверка наличия и правильности проектной и исполнительной документации, документации по закупкам, сметной документации и пр.;
  • предоставлять достоверную и актуальную отчетную документацию. Контроль сопровождается регистрацией данных и оформлением отчетных документов. Для эффективного контроля они должны быть достоверными и актуальными. Отступление от данной задачи делает мероприятия по контролю бесполезными.

Конкретный перечень задач зависит от организационно-технических условий на объекте строительства. Задачи имеют привязку к объектам контроля.

Контроль не может существовать в отрыве от конкретных объектов. В проектной и действующей нормативно-технической документации для каждого объекта устанавливается: круг контролируемых параметров, периодичность проверки, методы контроля, состав измерительного оборудования.

В обобщенном виде объектами строительного контроля являются:

  • технологические процессы. Проверяется соответствие процессов установленным требованиям к производству работ. Определяющими факторами контроля являются: масштаб строительного производства, виды работ, разнообразие состава и сложность оборудования, технология работ;
  • материалы и оборудование. Проверяется соответствие материалов и оборудования требованиям по качеству, количеству и составу. Исходными данными для проверки служат: проектно-сметная документация, сертификаты и паспорта качества на материалы и оборудование, накладные. В ходе проверки оценивают условия хранения, складирования и обращения с материальными ресурсами;
  • производственный персонал. Проверяется квалификация и подготовка персонала, наличие допусков и аттестация кадров. Строительный контроль необходим для гарантии того, что к выполнению работ привлекаются специалисты, квалификация которых не ниже требований, предъявляемых к данному виду работ;
  • приемы и методы работы. Проверяется последовательность и состав выполняемых действий. Один и тот же результат можно получить разными методами. В каждом случае стоимость результата будет своя. Проверка приемов и методов работы выявляет эффективные способы выполнения работ;
  • условия окружающей среды. Для выполнения процессов хранения и обработки материалов, применения технологий требуются определенные условия окружающей среды. Нарушение этих условий может привести к несоответствиям. В ходе строительного контроля проверяется соблюдение допустимых норм по условиям окружающей среды;
  • документация. Выполняется проверка документации, сопровождающей строительство. Документацию проверяют на предмет: наличия, правильности ведения, регистрации, внесения изменений, актуальности.

Строительный контроль характеризуется одновременной проверкой нескольких объектов. Для каждого из них применяются свои виды контроля. Проводить контроль могут разные участники строительного процесса.

Кто проводит строительный контроль

Строительный контроль могут проводить разные участники процесса. Каждый из них решает свои задачи и выполняет свой набор мероприятий по проверке соответствия строительного объекта требованиям проектной и нормативной документации.

Строительный контроль должны проводить:

  • лицо, осуществляющее строительство (подрядчик). Проводит оперативный (текущий контроль) на строительном объекте. К задачам подрядчика относятся: проверка поступающих материалов и оборудования, контроль условий хранения и обработки материальных ресурсов, проверка правильности выполнения технологических процессов. Эти задачи подрядчик решает самостоятельно (т. е. выполняет самоконтроль). Задачи, связанные с приемо-сдаточными мероприятиями он решает совместно с заказчиком. К таким задачам относятся: освидетельствование скрытых работ, приемка отдельных видов работ и этапов строительства, проверка соответствия законченного строительством объекта;
  • застройщик. Осуществляет периодический контроль подрядчика. К задачам застройщика относятся: проверка сроков и объемов работ, ведение подрядчиком документации по контролю, оценка объемов и сроков проверки подрядчиком технологических процессов. Совместно с подрядчиком застройщик выполняет: приемку отдельных видов работ и этапов строительства, приемку скрытых работ, проверку соответствия проектной и нормативной документации законченного строительством объекта;
  • заказчик (технический заказчик). Застройщик может выступать в роли заказчика и технического заказчика. Строительный контроль со стороны заказчика включает в себя те же задачи, что и задачи застройщика. Только в данном случае проверка выполняется детальнее. Она может быть постоянной (ежедневное присутствие представителя заказчика на объекте строительства) или периодической;
  • проектировщик. Проводит авторский надзор за процессом строительства. Наличие такого контроля зависит от желания заказчика (или застройщика). К задачам проектировщика относятся: оценка соответствия объекта проектным решениям, контроль соблюдения технологии производства работ, контроль применения материалов и конструкций, установленных проектом. Проектировщик выполняет контроль от имени заказчика или застройщика;
  • надзорная организация. Это внешняя организация, которая специализируется на проведении строительного контроля. Она действует только от имени заказчика или застройщика. Её привлекают в случае, если застройщик (заказчик) не может решать возложенные на него задачи строительного контроля на должном профессиональном уровне.

Как правило, контроль осуществляют все из перечисленных выше участников строительства, но только в разных объемах и с разной периодичностью. Организация строительного контроля должна осуществляться таким образом, чтобы максимально использовать возможности взаимодействия всех участников (совместная оценка качества, взаимоконтроль, обмен информацией, согласование действий и пр.).

Обязанность по проведению строительного контроля при осуществлении строительных работ предусмотрена ст. 53 Градостроительного кодекса. При этом выполнение этой обязанности вменено лицу, осуществляющему строительство. В том случае, если строительство осуществляется на основании договора, строительный контроль проводится застройщиком или техническим заказчиком. Также возможна передача функций строительного контроля третьему лицу на основании заключенного с ним договора.

В соответствии со ст. 55.8 ГрК РФ выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие выданное саморегулируемой организацией (СРО) свидетельство о допуске к таким работам.

При этом существует мнение, что технический заказчик (застройщик), осуществляющий строительный контроль самостоятельно, не обязан иметь свидетельство о допуске к работам по строительному контролю и, следовательно, быть членом строительной СРО, поскольку в Перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624), есть п. 32 «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». И поскольку в данном пункте говорится о лице, привлекаемом на основании договора, и ничего не указано о самом техническом заказчике (застройщике), появилось такое мнение.

В рамках данной статьи постараемся дать ответ, насколько такая точка зрения обоснованна.

Данный вопрос имеет важное значение в силу того, что ст. 9.5.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к таким работам, если данное свидетельство является обязательным.

Прежде всего необходимо определить, что же представляет собой строительный контроль.

В силу ч. 8 ст. 53 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение).

В соответствии с п. 2 Положения предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. А п. 3 Положения устанавливает, что строительный контроль осуществляется как подрядчиком, так и застройщиком (заказчиком).

Не углубляясь в данный вопрос, отметим, что содержание работ по строительному контролю отличается в зависимости от того, кто его осуществляет, о чем говорят п. 5 (строительный контроль, осуществляемый подрядчиком) и п. 6 (строительный контроль, осуществляемый заказчиком) Положения. К примеру, подрядчик в ходе строительного контроля проверяет качество строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства, соблюдение последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства и т.д. А заказчик проверяет полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов, полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов и т.д.

Кроме названного Положения, существует также Свод правил «Организация строительства» (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781) (далее — СП 48.13330.2011), который также отчасти регламентирует порядок действий, направленных на реализацию строительного контроля.

В соответствии с п. 5.5 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Также лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль представленной застройщиком проектной документации, включая анализ ПОС и рабочей документации, проверив при этом комплектность и наличие согласований и утверждений (п. 7.1 и 7.1.1).

При этом застройщик должен осуществлять контроль и надзор за выполнением работ по договору строительного подряда.

Обратимся теперь к судебной практике и попытаемся выявить позиции арбитражных судов по вопросу определения содержания строительного контроля.

ФАС Московской области в Постановлении от 07.05.2013 по делу N А40-120139/12-139-1152, в рамках которого рассматривалась законность привлечения подрядчика к ответственности по ч. 1 ст. 9.4 «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)» КоАП РФ, со ссылкой на Положение и СП 48.13330.2011 указал, что при размещении заказа на строительные работы строительный контроль проводится и заказчиком, и подрядчиком (генеральным подрядчиком). В результате этого суд признал обоснованным наложение на генерального подрядчика штрафа в размере 250 тыс. руб.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 04.06.2013 по делу N А55-31805/2012 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ). Суд отметил, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения и что обществом не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.

Таким образом, можно разделить строительный контроль заказчика, выражающийся в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда, и строительный контроль подрядчика, заключающийся в проверке некоторых действий заказчика (например, проверка представленной проектной и рабочей документации на наличие всех необходимых согласований и утверждений).

Коснемся теперь вопроса, обязан ли заказчик иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — допуск СРО).

Если исходить только из формулировок нормативно-правовой базы, то заказчику не требуется получать свидетельство о допуске СРО.

Градостроительный кодекс не содержит упоминаний по данному вопросу.

Однако п. 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624), сформулирован следующим образом: «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». В то же время в этом Перечне есть п. 34 «Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ N 23.7, 24.32, группа видов работ N 21)», в котором прямо указано, что строительный контроль осуществляется заказчиком (застройщиком).

Таким образом, исходя из данного Перечня, заказчик не обязан получать допуск СРО для осуществления строительного контроля (если только он не осуществляется при строительстве объектов атомной энергетики).

Более того, аналогичное мнение высказано в письме Минрегиона России от 06.12.2010 N 40915-ИП/08, в котором указано, что свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора. Здесь необходимо оговориться, что существует также письмо Минрегиона РФ от 30.04.2010 N 17906-иП/08, в котором указывается на необходимость получения застройщиком допуска СРО. Однако данное письмо было опубликовано до вступления в силу вышеуказанного Перечня.

Проанализируем судебную практику.

В деле N А60-7214/2011 Управление государственного строительного надзора Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ФГОУ ВПО «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», являющегося заказчиком строительства, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам.

Судами первой и апелляционной инстанций привлечение Управлением государственного строительного надзора к ответственности было признано законным. При этом ссылка института на расширительное толкование п. 32 Перечня судами не была принята во внимание. Суд апелляционной инстанции, основываясь на Положении и СП 48.13330.2011, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.

В результате институт был оштрафован. Законность вынесенных судебных актов была подтверждена высшей судебной инстанцией (Определение ВАС РФ от 09.11.2011 N ВАС-14190/11).

Подобный вывод содержится и в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 N 17АП-5069/2013-АКу по делу N А60-3434/2013. В рамках данного дела Управление государственного строительного надзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за осуществление строительного контроля без допуска СРО. Решением суда первой инстанции ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» привлечено к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства (ГрК РФ, Перечень, СП 48.13330.2011), отметил, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.

Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.

При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.

Как и в первом случае, рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих инстанций (Определение от 01.08.2013 N ВАС-10699/13).

Аналогичное мнение содержится и в Постановлении ФАС Московского округа от 04.06.2012 по делу N А40-142460/10-141-1178. Суд пришел к выводу, что, согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ, заказчик (застройщик), самостоятельно осуществляющий строительство, обязан соответствовать требованиям, указанным в п. 2 той же статьи, в силу которого виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой в законодательстве отсутствует четкое указание на необходимость наличия либо отсутствия у заказчика (застройщика) допуска СРО при проведении строительного контроля, и судебные органы в данном случае трактуют положения законодательства расширительно. Это в свою очередь приводит к привлечению заказчиков (застройщиков), осуществляющих строительный контроль без допуска СРО, к административной ответственности по ст. 9.5.1 КоАП, предусматривающей штраф в размере 40 000 — 50 000 руб.

Следовательно, с целью избежания возможного привлечения к административной ответственности заказчику (застройщику) следует получить допуск СРО на проведение строительного контроля.

Оцените статью
Добавить комментарий